Поиск
Close this search box.
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

Юдин Игорь Алексеевич,

преподаватель, директор музея ЛАТТ

В последнее время стало много уделяться внимания изучению исторического прошлого нашей  Родины в свете попыток ряда стран переписать историю, вычеркнуть из нее роль России, умалить заслуги народа. В этих условиях необходимо развивать у учащихся патриотизм, любовь к  малой родине, гордость за историческое прошлое.

Хотелось бы поделиться опытом использования краеведческого материала на уроках истории. В Лысковском агротехническом техникуме на протяжении почти двадцати лет существует музей, насчитывающий более пяти тысяч экспонатов по истории Лыскова и Лысковского района. Имеется большая электронная библиотека исторической, архивной литературы. Также при музее на протяжении многих лет действует поисковая группа из учащихся и студентов техникума, которая занимается научной изыскательской работой, собирает материал по истории техникума и Лысковского района. Все эти материалы и экспонаты активно используются при проведении различных внеклассных мероприятий, научно – практических конференций, конкурсов и т.д.

Я хочу рассказать об использовании краеведческого материала на уроках истории и бинарных уроках.

Среди экспонатов музея большое количество предметов быта, таких как серп, валек, рубель, ботало, рушник, рукомойник, балагурские замки и т.д., которые демонстрируются на викторинах по истории края, а также на уроках истории в темах о быте и промыслах.

История России теснейшим образом переплетается с историей малой родины, поэтому в большинстве тем, так или иначе, рассказывается и о событиях, происходящих в этот период на территории современного Лысковского района.

В теме «Борьба Руси с иноземными захватчиками» используются не только наконечники стрел, копий, сабля и др., относящиеся к этому периоду, но и летописи о разорении Булат – Темиром в 1367 году 6 сел по Сундовику и захвате Макарьевского монастыря Улу – Мухаммедом,  с чем  непосредственно связана история Лыскова.

Во «Внешней политике Ивана Грозного» говорится и о походах Ивана IV на Казань через крепость на Олениной горе (в Лыскове) и основании села Исады. А также развитии Макарьевского монастыря и возникновения Макарьевской ярмарки после покорения Грозным Казани и Астрахани и когда вся Волга вошла в состав Московского царства. Отдельный рассказ о развитии значении Макарьевской ярмарки в XVIII веке. Ведь даже чай в Россию впервые привезли китайские купцы на ярмарку. Также, в рассказе о восстании Степана Разина 1670 года не обходим вниманием деятельность сподвижника Разина атамана Максима Осипова на Лысковской земле и штурме Макарьевского монастыря. Подобных примеров можно привести множество.

Особое место в истории России отводится Отечественной войне 1812 года. При изучении этой темы  рассказ идет и о роли владельца Лыскова князя Георгия Александровича Грузинского, который был избран начальником Нижегородского губернского ополчения. Весомый вклад в оснащение ополчения внес сам Грузинский. На свои деньги князь купил вооружения на 16,5 тысяч рублей, что по тем временам являлось огромной суммой.

Заслуживает несомненного внимания тот факт, что князь Г.А. Грузинский прикомандировал в качестве практикующего врача к ополчению заведующего своей больницей в Лыскове А.Г. Медведева, в будущем известного церковного деятеля, наместника Троице – Сергиевой лавры архимандрита Антония (Медведева). Здесь же стоит упомянуть, что в Лыскове похоронена сестра Грузинского, мать героя Отечественной войны, а впоследствии декабриста Сергея Трубецкого. В память о победе над Наполеоном по инициативе Георгия Александровича в Лыскове был возведен ансамбль Вознесенской церкви, построенный на пожертвования, в том числе и самого князя. Все эти исторические данные собраны нашей поисковой группой.

Большой вклад внесло наше учебное заведение в годы Великой Отечественной войны. С 1941 по 1945 года здесь было подготовлено свыше двух тысяч трактористов, большая часть которых ушла на фронт, став танкистами.  Среди Героев летчик – бомбардировщик генерал – майор авиации Александр Иванович Шапошников, Федор Васильевич Плотников артиллерист, лейтенант, с 1946 по 1952 года возглавлял наш техникум. Также нельзя оставить без внимания еще одного Героя Советского Союза, танкиста старшего сержанта Носкова Григория Матвеевича, чьё имя носит наше учебное заведение.

В музее нашего техникума хранятся его личные вещи: удостоверение личности (крестьянам паспортов не давали), расчетная книжка, орденская книжка и Орден Отечественной войны 1 степени, а также представление командования батальона на присвоение звания «Герой Советского Союза» с награждением медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина. Все эти экспонаты дополняют рассказ о герое. При изучении тем, связанных с Великой Отечественной войной для студентов проводятся экскурсии в музей ЛАТТ, где специальный раздел посвящен данному событию.

Большая работа сейчас проводится к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Студенты приносят материалы о своих родственниках, участвовавших в боях для создания Книги Памяти.

Рассказывать об    использовании краеведческого материала на уроках истории можно много. Но хочется еще упомянуть их использование на бинарных занятиях. Имеется опыт проведения совместных уроков с литературой, при изучении «Войны и мира» Л.Н.Толстого, где идет рассказ об Отечественной войне 1812 года. С обществознанием по теме «Образование», где также рассказывается история ПТО и нашего учебного заведения, которое ведет свою историю с 1896 года.

Планируется проведение совместного занятия по творчеству Н.В. Гоголя, чья биография также связана с Лысковом. Он был очень дружен с дочерью владельца Лыскова князя Георгия Александровича Грузинского Анной Георгиевной (по мужу Толстой) и последние годы жизни провел в их имении в Москве, там же он сжег второй том «Мертвых душ». Там же и скончался. Кстати, сюжет с покупкой «мертвых душ» также пришел из Лыскова, где Грузинский привечал беглых крестьян и выправлял им документы.

Приводить примеров можно много. Но цель работы несколько другая – поделиться опытом о возможности вплетения истории малой родины в канву истории великой России. Ведь если покопаться в исторических событиях. То окажется, что не так мала роль наших небольших населенных пунктов. Чтобы гордиться самим и передавать эту гордость подрастающему поколению, воспитывая у них чувства патриотизма и любви к Родине. Чтобы не называли нас «Иванами, не помнящими родства».

Прокрутить вверх
Перейти к содержимому